На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию.
Профориентация - комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Профориентация школьников стала одним из приоритетных направлений развития образовательного учреждения. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения требует переосмысления деятельности по профориентации.
Развитие профориентации во многом определятся состоянием ее нормативно-правовой базы.
Международные документы:
Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года - статья 23 -читать здесь
Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года - принципы 1-10.читать здесь
Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г., Нью-Йорк), ст. 28,29, 32 - читать здесь
Конвенция Международной Организации Труда № 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (Женева, 23.06.1975 г.).-читать здесь
Нормативные документы федерального уровня:
Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 года, ст. 37, 43 - читать здесь
Трудовой кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой 21.12.2001 г., статья 63 глава 11 - читать здесь
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124 -ФЗ от 01.03.2012 года, статья 11 - читать здесь
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 года - читать здесь
ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 - читать здесь
Функции профориентации
Диагностическая функция
• Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
• Находит положительные качества личности
• Изучает познавательные интересы детей и взрослых
• Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
• Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
• Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности
Организационная функция
• Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
• Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
• Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
• Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
• Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)
Информационная функция
• Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
• Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах
Профилактическая функция
• Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
• Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда.
Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Предлагаем более подробную информацию по профориентационной работе в школе по следующим разделам:
Обучающимся - здесь
Родителям - здесь
Педагогам - здесь