Тема: Система формирования условий для развития личностных универсальных
учебных действий учащихся в начальной школе
Цель опытно-экспериментальной работы: теоретическое обоснование и разработка системы компетентностноориентированной педагогической диагностики на ступени младшей школы.
Что дает ОЭР школе?
1. Повышается качество обучения в школе
2. Школа добивается высоких показателей на конкурсах достижений
3. Результаты деятельности школы широко публикуются
4. У школы есть «имидж» в городе.
5. В школе походят постоянные обучающие семинары для учителей
6. Увеличивается квалификация учителей
Опытно-экспериментальная работа в школе является, на наш взгляд, серьезным фактором для профессионального роста учительства. При этом мы считаем, что это утверждение будет верно, если соблюдаются следующие принципы:
-ОЭР получает сопровождение квалифицированного научного руководителя;
-ОЭР сопровождается качественным, практикоориентированным обучением учителей;
-Администрация школы заинтересована в профессиональном росте учителей.
Актуальность темы:
Одной из важнейших задач любого ГБОУ является помощь в самоопределении ученика, следовательно, необходим механизм объективной «обратной связи», позволяющий судить об изменениях происходящих с учеником.
Опыт, проведенных школой изысканий, относящихся к поиску инструментария, позволяющего отслеживать такие изменения (успехи и проблемы ученика), позволил выявить следующие противоречия:
-между осознанием учителями необходимости использования педагогической диагностики в современной школе и реальной неподготовленностью учителей к системному применению методик педагогической диагностики.
- между ориентацией современного УМК на стандарты второго поколения и неразработанностью КИМ осуществляющих компетентностно-ориентированную диагностику.
Наличие научного руководителя необходимое условие для грамотного научнообоснованного анализа и обобщения опыта экспериментальной работы. Учёный помогает коллективу определить дальнейший вектор развития. При его сопровождении педагогам удается подготовить свои практические наработки для публикаций и презентаций. Нашим научным руководителем является Гутник Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии РГПИ им. Герцена.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Распоряжение администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 08.08.2013 № 1315 "Об итогах общественно-профессиональной экспертизы опытно-экспериментальной работы государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, подведомственных администрации Адмиралтейского района, и о присвоении статуса экспериментальных площадок районного уровня"
Приложение к распоряжению №1
Приложение к распоряжению №2
Проект опытно-экспериментальной работы по теме: "Система формирования условий для развития УУД в начальной школе"
Положение о конкурсе инновационных продуктов "Петербургская школа 2020"
здесь ссылка на Портал "Петербургское образование"- конкурс инновационных продуктов в 2016 году
Инновационный продукт
Описание инновационного продукта - учебно-методический комплекс состоит из рабочей тетради для ученика "Азбука воспитания" и учебно- методических рекомендаций для учителя - ""Система формирования условий для развития УУД в начальной школе". Также прилагается электронный образовательный ресурс.
Инновационный продукт УМК:"Сопровождение личностного самоопределения младшего школьника" - презентация работы
Аннотированный отчет о результатах реализации проекта опытно-экспериментальной работы с представлением инновационного продукта по теме "Система формирования условий для развития личностных универсальных учебных действий учащихся в начальной школе (по результатам второго года работы) - здесь
Аннотированный отчет о результатах реализации проекта опытно-экспериментальной работы с представлением инновационного продукта по теме "Система формирования условий для развития личностных универсальных учебных действий учащихся в начальной школе (по результатам третьего года работы) - здесь
КОМПЛЕКС "АЗБУКА"
Учебно-методический комплекс состоит из рабочей тетради для ученика - «Азбука воспитания» и учебно-методических рекомендаций для учителя - «Сопровождение личностного самоопределения младшего школьника».
К учебно-методическим рекомендациям прилагается электронный образовательный ресурс, позволяющий использовать медиаресурсы во время практикумов и содержащий циклограммы с указанием возможностей использования ресурсов образовательной среды города Санкт-Петербурга для каждого из разделов Азбуки (экскурсий, музеев, выставок, театров и пр.)
Предлагаемые учебно-методические рекомендации позволят учителям, внедрить в образовательный процесс школы, воспитательные практикумы, необходимые для организации внеурочной деятельности в начальной школе.
Целью каждого практикума является сопровождение развития личностных УУД учеников, необходимое для их личностного самоопределения.
В каждом из практикумов заложена возможность использования методик педагогической диагностики, как для учителя, так и методик самодиагностики для ученика.
В предлагаемом издании представлены учебно-методические материалы необходимые для проведения 25 практикумов, состоящих из «внутришкольной» и «выездной» частей.
Данные, представленные в книге являются результатом ОЭР, ведущейся в школе.
Пособие может быть так же использовано в качестве учебно-методических рекомендаций при обучении учителей.
Методическая копилка
Методические рекомендации для учителя "Сопровождение личностного самоопределения младшего школьника" - 2015 год.
Проектирования практикумов, направленных на становление личностных УУД у учеников начальной школы - авторы Гутник И.Ю., Лунякова М.В., Тарасова Т.В.
Педагогический рефлексивный практикум как инструмент сопровождения личностного самоопределения младшего школьника - авторы Гутник И.Ю., Лунякова М.В., Тарасова Т.В.
ИТОГИ РАБОТЫ
В течение двух дней - 18 и 19 ноября 2016 года - в рамках Недели науки и профессионального образования в Петербурге проходил ежегодный Санкт-Петербургский образовательный форум. В программу традиционно входила образовательная выставка "Профессиональное образование Санкт-Петербурга" с участием организаций всех уровней профессионального образования, расположенных на территории Петербурга. РГПУ им. А.И. Герцена совместно с ГБОУ СОШ № 307 успешно представил электронный УМК «Азбука воспитания». Посетители проявляли большую заинтересованность к инновационному продукту.
20 ноября 2014 года прошла Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса инновационных продуктов «Петербургская школа 2020».
В конкурсе 2016 года принимали участие 72 образовательных учреждения, которые представили разработанные педагогическими коллективами инновационные продукты.
Инновационный продукт представляется в одной из следующих номинаций: «Образовательная деятельность» и «Управление образовательной организацией». Продукты могли быть представлены в форме учебных пособий, методических, диагностических материалов, технологий, моделей, сайтов, программного обеспечения и т.п.
ГБОУ СОШ № 307 представила на конкурс электронный УМК « Азбука воспитания». По итогам работы экспертной комиссии конкурса школа стала дипломантом конкурса инновационных продуктов «Петербургская школа -2020», а также получила приз «Овация» от общественной организации «Союз педагогов Санкт-Петербурга.